Вы здесь

Отрасль соков и соковой продукции

16 сентября 2007 года

Соглашение 12 марта 2002 года стало основой для проведения контроля промышленными и непромышленными участниками рынка качества соков и соковой продукции (нектары, сокосодержащие напитки и морсы) в России.

Цель Соглашения - способствовать повышению качества соков и соковой продукции.

Соглашение открыто для вступления любому добросовестному производителю соков и соковой продукции.

Отрасль соков - модельная. Вы можете создать в своей сфере аналогичное объединение.

У нас есть опыт и мы можем Вам помочь.


Контактная информация

Его участниками в 2002 году стали:

  • Информационно-издательский фонд «СПРОС» Конфедерации обществ потребителей (ИИФ "СПРОС" КонфОП) (г. Москва) (с 01.01.2006 г. – АНО "РИПИ");
  • Московский государственный университет пищевых производств (МГУПП);
  • Академический Центр сертификации и стандартизации продуктов питания и продовольственного сырья "Академсертификат" (г. Москва);
  • Испытательный центр г. Сергиев-Посад;
  • ОАО «Лебедянский» (г. Лебедянь);
  • ЗАО «Мултон» (г. С.-Петербург);
  • ОАО «Вимм-Билль-Данн Напитки» / ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» (г. Москва).

Позже к ним присоединились ООО “Нидан-Фудс”, Российский союз производителей соков (в качестве ассоциированного члена) и ОАО "АПК "Придонье". Нужно отметить, что "Нидан-Фудс" и РСПС впоследствии были исключены из Соглашения.

Были разработаны и методы достижения цели:

  • постоянный мониторинг качества, в особенности подлинности, соков и соковой продукции;
  • самоконтроль участников рынка в целях обеспечения как качества продукции, так и защиты прав потребителей и интересов добросовестных производителей и поставщиков соков и соковой продукции;
  • поддержание условий добросовестной конкуренции между производителями;
  • выявление и выведение с рынка фальсифицированной продукции.

Что включает в себя исследование?

Работа по каждому виду сока или соковой продукции начинается с изучения наименований и торговых марок, представленных на рынке. По результатам мониторинга Высший совет Соглашения решает, какие именно продукты войдут в исследование.

После этого в розничной торговой сети покупаются образцы продуктов по методу анонимных потребительских закупок и передаются в лаборатории. Параллельно с лабораторными исследованиями проходит экспертиза этикеток.

Заметим, что лабораторная фаза – когда продукт изучают специалисты – занимает не так уж много времени. Главный этап – это работа с предприятиями, качество продукция которых не соответствует заявленному наименованию.

Итоги всей работы подводят Экспертный и Высший советы, которые на основе специально разработанного Cвода практических и административных правил (СПАП) принимают решение о мерах воздействия на предприятия-нарушители. Это либо письма в их адрес, где указывается, по каким показателям выявлены отклонения с предложением консультативной помощи, либо уведомления в органы государственного контроля и надзора. Иногда и то, и другое, в зависимости от того, какое по счету нарушение данного предприятия нами выявлено. Этот порядок прописан в Своде правил, которым руководствуются в своей работе участники Соглашения.

Опыт Соглашения показал, что одни производители сразу признают и исправляют свои ошибки – это подтверждают повторные исследования их продукции. Другие, после определенного периода молчания, в конце концов также переходят в стан добросовестных производителей. А третьи… гнут свою линию, предпочитая эпистолярный жанр конкретным действиям.

Почему мы имеем право предъявлять претензии производителям?

Исследования, проводимые в рамках Соглашения, осуществляются по международным стандартам, чем и недовольны предприятия-нарушители, утверждая, что по российскому ГОСТу их продукция вполне имеет право на жизнь. Начнем с того, что планку качества установили вовсе не мы, а новый национальный стандарт ГОСТ Р 51398, вступивший в силу 1 января 2001 года (с 2005 г. действует Изменение № 1 ГОСТ Р 51398 существенно расширяющее область его применения). Он впервые обозначил термины и определения продуктов, которые относятся к группе соков и соковой продукции. Стандарт упразднил и разделение на “низкокачественные, среднекачественные и высококачественные” соки, допускавшее массу лазеек для недобросовестных предпринимателей. И если по старым ГОСТам в разряд 100-процентного сока мог легко попасть “облегченный” вариант – нектар, то, согласно новому документу, многие напитки, именуемые соками, обязаны были либо перейти в разряд нектаров, либо “дорасти” до определенного ГОСТом уровня.

И только наши исследования, проведенные согласно стандарту ГОСТ Р 51293 об идентификации продукции и стандарту ГОСТ Р 51398, содержащий отличительные признаки соков и соковой продукции, помогали выявлять изделия, не соответствующие заявленному наименованию. Факт наличия сертификатов у псевдосоков означает, что органы по сертификации не удосужились провести расширенную идентификацию продукции, которую обязаны были сделать. Что же удивляться, когда на рынке появляются откровенные фальсификаты? Ведь назвать вещи своими именами можно только опираясь на исследования, проведенные в соответствии с полным объемом требований стандартов ГОСТ Р 51398 и 51293, а также Приложением 7.3 Правил по сертификации.

С 2004 года российские эксперты имеют также возможность использовать в рамках идентификации соков и соковой продукции официальное издание на русском языке «Свода правил для оценки качества соков из фруктов и овощей Ассоциации промышленности соков и нектаров Европейского союза» (Code of Practice AIJN).

Порядок предъявления претензии

В Своде практических и административных правил самоконтроля рынка соков и соковой продукции (СПАП) определена процедура взаимодействия с предприятием-нарушителем. Испытания продукции проводятся 3 раза. После первых двух проверок предприятию направляется информационное письмо с предложением корректирующих действий. После третьего раза, подтверждающего несоответствие продукта заявленному наименованию, информация передается в СМИ и государственные органы контроля и надзора.

Что удалось сделать за это время?

Проведены исследования:

качество соков

И как результат - за два последних года при активном участии специалистов и ведущих промышленных предприятий разработаны и утверждены 8 новых стандартов на соки, нектары и сокосодержащие напитки (включая Изменение № 1 основного стандарта ГОСТ Р 51398). Основной задачей реформ отечественной отрасли является установление знака равенства между российскими и международными стандартами на соки и соковую продукцию. Утверждение новых стандартов – предпоследний шаг в этой работе. Заключительным этапом должны были бы стать разработка и введение федерального закона - Технического регламента на соки и соковую продукцию.

27 октября 2008 года Федеральным законом № 178-ФЗ утвержден "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей".

Достижения в области выявления фальсификаций (от простых, до самых сложных)

Работы, проведенные в рамках Соглашения, позволили создать схемы идентификации продукции, разработать и апробировать новые аналитические методы, предназначенные для выявления самых сложных и искусных фальсификаций. Без преувеличения можно сказать, что здесь мы достигли мирового уровня. Как результат - части новых методов придан статус национальных стандартов ГОСТ Р, например, метод идентификации ароматобразующих веществ с помощью газожидкостной хроматомасс-спектрометрии.

Разработка стандартов, основанных на других аналитических методах, например, исследовании стабильных изотопов в соках, внесена в планы национальной стандартизации РФ на 2009-2011 годы.

Говоря о достижениях, следует отметить и неудачи. На наш взгляд их две:

  1. Работа в рамках Соглашения не привела к снижению общей доли фальсифицированной продукции (2000 г. - 23 %, 2007 г. - 26 %).
  2. Опыт и результаты работы Соглашения по противодействию фальсификации почему-то оказались лишними при разработке технического регламента на соковую продукцию, неизвестные авторы которого видимо считают, что фальсификация на российском рынке соков отсутствует как явление.

К сожалению, принятый закон не меняет ситуации в части противодействия производству фальсификатов соков и соковой продукции. Более того, результативность работ Соглашения в настоящее время определяется системой стандартов, а не Технического регламента. К примеру, основополагающим документом - ГОСТ Р 53137-2008 "Соки и соковая продукция. Идентификация. Общие положения", который разработан в рамках национальной программы разработки стандартов 2008 года, утвержден и на настоящий момент (февраль 2009 года) готовится к официальному печатному изданию.

Отметим, что введенный федеральный закон "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" имеет явные недостатки:

  • не содержит в качестве объекта технического регулирования такого понятия как подлинность (натуральность) соков
  • не устанавливает подробной процедуры проведения идентификации продукции
  • не определяет участников идентификации, их права и обязанности
  • не устанавливает основополагающие параметры идентификации
  • не устанавливает норм, исключающих применение недопустимых манипуляций с составом продукции в процессе ее производства
  • не устанавливает отвественности за фальсификацию продукцию (недобросовестную конкуренцию)

В сложившейся ситуации все (или почти все) недостатки регламента могут быть исправлены (и будут исправлены) только через национальные стандарты. С другой стороны остается небольшой шанс на то, что в регламент будут внесены необходимые изменения. Возможно не все сразу, а постепенно.

Но одно маленькое дополнительное достижение Соглашения все-таки можно выделить: на рынке снизилась доля так называемых "простых" фальсификаций (например, примитивное разбавление водой восстановленных соков, добавление сахара и т.п.).