Вы здесь

Родительский контроль школьного питания

14 января 2024 года

Проект - Безопасность и качество питания детей в детских садах и школах. Горячая линия

Проект "Помощь родителям в организации общественного контроля безопасности и качества продуктов питания в школах и детских садах в регионах РФ. Горячая линия для родителей".

Прошло два года после окончания проекта. Но выводы, которые были сделаны по его завершению, остаются актуальными и на данный момент. Считаем важным еще раз их озвучить накануне ввода в действие предварительных национальных стандартов, разработанных РИПИ по итогам проекта (подробнее: "Своевременны и актуальны, статус "предварительные").

Главной целью этого проекта, поддержанного Фондом президентских грантов было – создание условий для улучшения качества питания детей в школах РФ. Для этого необходимо было выявить активных родителей и помочь им организовать общественный контроль качества питания в школе. Одна из важных задач проекта – на практике научить активных родителей корректно организовать контроль организации и качества питания, включая лабораторные испытания продуктов питания с признаками несоответствия требований по безопасности.

В рамках работы по проекту специалисты РИПИ столкнулись с тем, что родители часто не знали, как повлиять на плохую организацию питания и на его качество (невкусная еда, холодные блюда, нарушения санитарии и т. п.). Пришлось обучать их простым вещам: как написать заявление директору о жалобах ребенка, как зафиксировать у врача отравление или болезненное состояние ребенка после обеда в школе, как получить справку... Но большая часть родителей были пассивными и не верили, что можно что-то изменить, поэтому усилия специалистов и экспертов РИПИ в ходе проекта были направлены на то, чтобы убедить родителей, что если они возьмут ответственность за здоровье ребенка, и получат определенные знания, они смогут добиться изменений. Для этого проводились вебинары, было организовано общение с родителями в чатах и по мобильной связи.

Форум РИПИ
"Вопросы по
школьному питанию"

Специалистами РИПИ были разработаны алгоритмы действий родителей при выявлении разного рода нарушений в организации питания. В ответ на запросы родителей был создан сборник из 65 разобранных экспертами методик и советов и опубликованных подробных статей по типовым вопросам родителей. В процессе общения в чатах и по мобильной связи родители все больше доверяли сотрудникам РИПИ, начинали проявлять активность.

В итоге: работа с родителями "на земле", анализ их обращений, позволили выявить следующие проблемы:

  1. Родители не могут открыто высказывать свое мнение на организованных государством горячих линиях, так как приходится раскрывать личные данные, а это может негативно отразиться на отношении работников школы к ребенку.
  2. После проверок официальными контролирующими организациями, после посещений школьных столовых комиссиями на несколько дней улучшается качество школьного питания, потом опять становится "как было".
  3. "Общественные" комиссии из чиновников, общественников, родителей из родительского комитета, которые посещают школьные столовые – малоэффективны, поскольку школьная столовая или комбинат питания знает заранее, когда придет комиссия, и к этому моменту готовятся более качественные блюда, наводится порядок в столовых и на пищеблоках.
  4. Родители не знают, как правильно пожаловаться, какие конкретные действия должны предпринять, чтобы начать работу по контролю питания в школе. Им нужна методическая, консультационная, юридическая поддержка на постоянной основе.
  5. Официальные родительские комитеты часто лояльны школьной администрации и не занимаются реальной работой по контролю школьного питания, часто по причине отсутствия официальных методик, содержащих корректные алгоритмы действий.
  6. Чиновники, которые занимаются разработкой документов по контролю родителями питания детей в школах, как правило, не слышат родителей, не вникают в то, как организовать реальный родительский контроль, не подходят системно к организации контроля школьного питания.

Одной из главных и уникальных задач проекта было – организовать с участием родителей лабораторные испытания сырья, поступающего в школьные столовые, на комбинаты питания, а также лабораторные испытания готовых блюд.

Эксперты РИПИ планировали обучить активных родителей процедуре организации независимых лабораторных испытаний, в частности, процедуре отбора проб для испытаний на пищеблоках школ. Но эта задача оказалась невыполнимой по нескольким причинам.

  • Главная из них состоит в том, что отсутствуют нормативные документы на процедуру отбора проб в школьных пищеблоках и пищеблоках детских садов с целью проведения независимой проверки качества и безопасности продуктов питания с признаками нарушений.

  • В контрактах между государственным образовательным учреждением и оператором питания, как правило, директору школы вменяется обязанность организовать проверку качества, поставляемой на пищеблок продукции, и прописана возможность привлекать внешних экспертов и экспертные организации. Но практически эксперты не привлекаются из-за отсутствия финансирования такой экспертизы и отсутствия компетенций у администрации школ и детских садов в области качества и безопасности продуктов питания, непонимание ими негативных следствий для здоровья при использовании в питании детей фальсификатов и потенциально опасных продуктов питания. В лучшем случае в отдельных регионах активным общественникам удается привлечь к проверке поступающих в школы и детские сады продуктов специалистов лабораторий Россельхознадзора и Роспотребнадзора. Но эти лаборатории действуют по наработанным схемам.

  • Практически не проверяются вредные компоненты, такие как антибиотики, неразрешенные к применению пестициды, глицидиловые эфиры, трансжиры и ГМО... А они впрямую сказываются на здоровье детей, в том числе на рост детской онкологии. При этом протоколы испытаний не публикуются, и экспертное сообщество не имеет возможности оценить эффективность работы лабораторий и достоверность результатов испытаний. Как правило, директора мало что знают об этих угрозах и не имеют необходимых компетенций в этой области и, как следствие, не заинтересованы, мягко говоря, в организации лабораторных испытаний.

В ходе проекта была проведена работа по обучению родителей процедуре отбора проб и передачи их в лаборатории. Многие родители, дети которых оказались на удаленном обучении или отказались от питания в школе или детском саду, обращались на горячую линию РИПИ с просьбой проверить некоторые продукты питания в тех торговых точках, где они закупают продукты для семейного питания.

В итоге по обращениям родителей из 9-ти регионов России и с их непосредственным участием на втором этапе было испытано 64 образца продуктов питания, из которых было выявлено 14 фальсифицированных образцов и 4 образца с нарушениями по безопасности. Также было проанализировано несколько продуктов из школьных буфетов (драже, вафли, шоколадный батончик). Были выявлены продукты с превышением уровня сахара. Важно отметить, что в тех случаях, когда родителям удавалось отобрать пробы в школьном пищеблоке или когда они присылали на проверку продукты питания, поставляемые им в продуктовых наборах в периоды учебы детей на удаленке, результаты оказались удручающими. Из 7-ми продуктов 5 оказались фальсифицированными и один образец (морковь) содержал неразрешенные пестициды.

Адресная работа с более чем 2800 родителями позволила во многих из них вселить уверенность в том, что при определённой заинтересованности и приложении собственных усилий можно изменить к лучшему качество питания детей в общеобразовательных организациях. 220 родителей согласились пройти обучение в чатах и на вебинарах и получить знания, необходимые для бесконфликтного и успешного разрешения проблем с питанием своих детей. Некоторые активные родители при методической поддержке РИПИ успешно справились с практическими заданиями по выявлению подозрительных продуктов питания, отбору проб и передаче их на испытания в лаборатории. В целом данная работа позволила заложить фундамент и апробировать инструменты, необходимые для повышения образовательного уровня родителей в сфере контроля качества и безопасности продуктов питания.

Основные выводы по проекту

  1. В настоящее время в общегосударственном масштабе не выстроен механизм независимого общественного контроля качества пищевых продуктов в детских образовательных организациях, способный обеспечить достоверность и объективность оценки качества продуктов питания, в том числе с помощью независимых лабораторных исследований.

  2. Попытки региональных властей изменить ситуацию носят часто формальный характер. Разрозненные действия законодательной и исполнительной властей не ведут к системным изменениям. К питанию школьников вообще не применяют системный анализ, не подходят к нему, как к системе регулирования качества и безопасности.

  3. Лаборатории Роспотребнадзора и Россельхознадзора, осуществляющие государственный контроль и надзор, в том числе плановые и внеплановые проверки, являются необходимым, но явно недостаточным звеном системы регулирования качества и безопасности питания, и они явно не справляются с функцией регулятора. К тому же протоколы проверок не публикуются, информация по мониторингу закрыта от родителей и общественности.

  4. На региональном уровне необходим независимый регулятор, обеспечивающий реальное и компетентное реагирование на жалобы родителей на местах, и способный повлиять на создание позитивной мотивации поставщиков продуктов питания – поставлять качественные продукты.

  5. В регионах нужны компетентные экспертные социально-ориентированные НКО, с которыми директор мог бы заключить договор на разработку плана мониторинга качества и безопасности продуктов питания, поступающих как на школьный пищеблок, так и на комбинат питания. Экспертная НКО может организовать независимые лабораторные испытания и дать независимую экспертную оценку качества и безопасности продуктов. Региональные НКО должны стать приёмниками обратной связи. Жалобы родителей должны поступать на горячую линию регионального НКО. При этом информация о родителе, который жалуется, остаётся закрытой. Региональные социально-ориентированные НКО должны обеспечить публичность результатов лабораторных испытаний.

Резюме

В результате аналитической работы по проекту и системного анализа сложившейся ситуации в сфере школьного питания, РИПИ смог выявить системные проблемы и предложить системные решения, которые при их постепенном внедрении способны улучшить качество и безопасность питания детей в школах страны.

ПНСТ ТК 111

Данные решения после окончания проекта были воплощены специалистами РИПИ в виде предварительных национальных стандартов (ПНСТ) с конкретными рекомендациями для муниципальных органов власти, администраций школ, активных родителей и общественников, а также для социально-ориентированных НКО (подробнее...).

Эти предложения не отменяют межведомственные внутрирегиональные мероприятия, направленные на усиление контроля организации школьного питания, но дополняют меры, принимаемые муниципальными и региональными органами власти.

МЫ В СОЦСЕТЯХ       Vkontakte RIPI

Грамота форума Сообщество

Наш проект стал победителем конкурса социально значимых проектов "Мой проект – моей стране!"

Фонд президентских грантов

Безопасность и качество питания в школах и детских садах

Проект направлен на повышение качества питания в школах и детских садах, создание условий для здорового питания детей

(подробнее...)