Вы здесь
Родительский контроль школьного питания
14 января 2024 года
Проект "Помощь родителям в организации общественного контроля безопасности и качества продуктов питания в школах и детских садах в регионах РФ. Горячая линия для родителей".
Прошло два года после окончания проекта. Но выводы, которые были сделаны по его завершению, остаются актуальными и на данный момент. Считаем важным еще раз их озвучить накануне ввода в действие предварительных национальных стандартов, разработанных РИПИ по итогам проекта (подробнее: "Своевременны и актуальны, статус "предварительные").
Главной целью этого проекта, поддержанного Фондом президентских грантов было – создание условий для улучшения качества питания детей в школах РФ. Для этого необходимо было выявить активных родителей и помочь им организовать общественный контроль качества питания в школе. Одна из важных задач проекта – на практике научить активных родителей корректно организовать контроль организации и качества питания, включая лабораторные испытания продуктов питания с признаками несоответствия требований по безопасности.
В рамках работы по проекту специалисты РИПИ столкнулись с тем, что родители часто не знали, как повлиять на плохую организацию питания и на его качество (невкусная еда, холодные блюда, нарушения санитарии и т. п.). Пришлось обучать их простым вещам: как написать заявление директору о жалобах ребенка, как зафиксировать у врача отравление или болезненное состояние ребенка после обеда в школе, как получить справку... Но большая часть родителей были пассивными и не верили, что можно что-то изменить, поэтому усилия специалистов и экспертов РИПИ в ходе проекта были направлены на то, чтобы убедить родителей, что если они возьмут ответственность за здоровье ребенка, и получат определенные знания, они смогут добиться изменений. Для этого проводились вебинары, было организовано общение с родителями в чатах и по мобильной связи.
|
Специалистами РИПИ были разработаны алгоритмы действий родителей при выявлении разного рода нарушений в организации питания. В ответ на запросы родителей был создан сборник из 65 разобранных экспертами методик и советов и опубликованных подробных статей по типовым вопросам родителей. В процессе общения в чатах и по мобильной связи родители все больше доверяли сотрудникам РИПИ, начинали проявлять активность.
В итоге: работа с родителями "на земле", анализ их обращений, позволили выявить следующие проблемы:
- Родители не могут открыто высказывать свое мнение на организованных государством горячих линиях, так как приходится раскрывать личные данные, а это может негативно отразиться на отношении работников школы к ребенку.
- После проверок официальными контролирующими организациями, после посещений школьных столовых комиссиями на несколько дней улучшается качество школьного питания, потом опять становится "как было".
- "Общественные" комиссии из чиновников, общественников, родителей из родительского комитета, которые посещают школьные столовые – малоэффективны, поскольку школьная столовая или комбинат питания знает заранее, когда придет комиссия, и к этому моменту готовятся более качественные блюда, наводится порядок в столовых и на пищеблоках.
- Родители не знают, как правильно пожаловаться, какие конкретные действия должны предпринять, чтобы начать работу по контролю питания в школе. Им нужна методическая, консультационная, юридическая поддержка на постоянной основе.
- Официальные родительские комитеты часто лояльны школьной администрации и не занимаются реальной работой по контролю школьного питания, часто по причине отсутствия официальных методик, содержащих корректные алгоритмы действий.
- Чиновники, которые занимаются разработкой документов по контролю родителями питания детей в школах, как правило, не слышат родителей, не вникают в то, как организовать реальный родительский контроль, не подходят системно к организации контроля школьного питания.
Одной из главных и уникальных задач проекта было – организовать с участием родителей лабораторные испытания сырья, поступающего в школьные столовые, на комбинаты питания, а также лабораторные испытания готовых блюд.
Эксперты РИПИ планировали обучить активных родителей процедуре организации независимых лабораторных испытаний, в частности, процедуре отбора проб для испытаний на пищеблоках школ. Но эта задача оказалась невыполнимой по нескольким причинам.
Главная из них состоит в том, что отсутствуют нормативные документы на процедуру отбора проб в школьных пищеблоках и пищеблоках детских садов с целью проведения независимой проверки качества и безопасности продуктов питания с признаками нарушений.
В контрактах между государственным образовательным учреждением и оператором питания, как правило, директору школы вменяется обязанность организовать проверку качества, поставляемой на пищеблок продукции, и прописана возможность привлекать внешних экспертов и экспертные организации. Но практически эксперты не привлекаются из-за отсутствия финансирования такой экспертизы и отсутствия компетенций у администрации школ и детских садов в области качества и безопасности продуктов питания, непонимание ими негативных следствий для здоровья при использовании в питании детей фальсификатов и потенциально опасных продуктов питания. В лучшем случае в отдельных регионах активным общественникам удается привлечь к проверке поступающих в школы и детские сады продуктов специалистов лабораторий Россельхознадзора и Роспотребнадзора. Но эти лаборатории действуют по наработанным схемам.
Практически не проверяются вредные компоненты, такие как антибиотики, неразрешенные к применению пестициды, глицидиловые эфиры, трансжиры и ГМО... А они впрямую сказываются на здоровье детей, в том числе на рост детской онкологии. При этом протоколы испытаний не публикуются, и экспертное сообщество не имеет возможности оценить эффективность работы лабораторий и достоверность результатов испытаний. Как правило, директора мало что знают об этих угрозах и не имеют необходимых компетенций в этой области и, как следствие, не заинтересованы, мягко говоря, в организации лабораторных испытаний.
В ходе проекта была проведена работа по обучению родителей процедуре отбора проб и передачи их в лаборатории. Многие родители, дети которых оказались на удаленном обучении или отказались от питания в школе или детском саду, обращались на горячую линию РИПИ с просьбой проверить некоторые продукты питания в тех торговых точках, где они закупают продукты для семейного питания.
В итоге по обращениям родителей из 9-ти регионов России и с их непосредственным участием на втором этапе было испытано 64 образца продуктов питания, из которых было выявлено 14 фальсифицированных образцов и 4 образца с нарушениями по безопасности. Также было проанализировано несколько продуктов из школьных буфетов (драже, вафли, шоколадный батончик). Были выявлены продукты с превышением уровня сахара. Важно отметить, что в тех случаях, когда родителям удавалось отобрать пробы в школьном пищеблоке или когда они присылали на проверку продукты питания, поставляемые им в продуктовых наборах в периоды учебы детей на удаленке, результаты оказались удручающими. Из 7-ми продуктов 5 оказались фальсифицированными и один образец (морковь) содержал неразрешенные пестициды.
Адресная работа с более чем 2800 родителями позволила во многих из них вселить уверенность в том, что при определённой заинтересованности и приложении собственных усилий можно изменить к лучшему качество питания детей в общеобразовательных организациях. 220 родителей согласились пройти обучение в чатах и на вебинарах и получить знания, необходимые для бесконфликтного и успешного разрешения проблем с питанием своих детей. Некоторые активные родители при методической поддержке РИПИ успешно справились с практическими заданиями по выявлению подозрительных продуктов питания, отбору проб и передаче их на испытания в лаборатории. В целом данная работа позволила заложить фундамент и апробировать инструменты, необходимые для повышения образовательного уровня родителей в сфере контроля качества и безопасности продуктов питания.
Основные выводы по проекту
В настоящее время в общегосударственном масштабе не выстроен механизм независимого общественного контроля качества пищевых продуктов в детских образовательных организациях, способный обеспечить достоверность и объективность оценки качества продуктов питания, в том числе с помощью независимых лабораторных исследований.
Попытки региональных властей изменить ситуацию носят часто формальный характер. Разрозненные действия законодательной и исполнительной властей не ведут к системным изменениям. К питанию школьников вообще не применяют системный анализ, не подходят к нему, как к системе регулирования качества и безопасности.
Лаборатории Роспотребнадзора и Россельхознадзора, осуществляющие государственный контроль и надзор, в том числе плановые и внеплановые проверки, являются необходимым, но явно недостаточным звеном системы регулирования качества и безопасности питания, и они явно не справляются с функцией регулятора. К тому же протоколы проверок не публикуются, информация по мониторингу закрыта от родителей и общественности.
На региональном уровне необходим независимый регулятор, обеспечивающий реальное и компетентное реагирование на жалобы родителей на местах, и способный повлиять на создание позитивной мотивации поставщиков продуктов питания – поставлять качественные продукты.
В регионах нужны компетентные экспертные социально-ориентированные НКО, с которыми директор мог бы заключить договор на разработку плана мониторинга качества и безопасности продуктов питания, поступающих как на школьный пищеблок, так и на комбинат питания. Экспертная НКО может организовать независимые лабораторные испытания и дать независимую экспертную оценку качества и безопасности продуктов. Региональные НКО должны стать приёмниками обратной связи. Жалобы родителей должны поступать на горячую линию регионального НКО. При этом информация о родителе, который жалуется, остаётся закрытой. Региональные социально-ориентированные НКО должны обеспечить публичность результатов лабораторных испытаний.
Резюме
В результате аналитической работы по проекту и системного анализа сложившейся ситуации в сфере школьного питания, РИПИ смог выявить системные проблемы и предложить системные решения, которые при их постепенном внедрении способны улучшить качество и безопасность питания детей в школах страны.
Данные решения после окончания проекта были воплощены специалистами РИПИ в виде предварительных национальных стандартов (ПНСТ) с конкретными рекомендациями для муниципальных органов власти, администраций школ, активных родителей и общественников, а также для социально-ориентированных НКО (подробнее...).
Эти предложения не отменяют межведомственные внутрирегиональные мероприятия, направленные на усиление контроля организации школьного питания, но дополняют меры, принимаемые муниципальными и региональными органами власти.