Вы здесь
Ананасовые соки, нектары и напитки
Данное исследование соков проводилось в рамках Соглашения 12 марта 2002 года", направленное на повышение качества соковой продукции. Поэтому ниже мы приводим полный текст статьи, опубликованной в журнале СПРОС 7-8/2009. |
За последние три года это второе испытание ананасовой соковой продукции. По результатам первого теста (“СПРОС” № 2/2006) своему наименованию не соответствовало 5 образцов из 18. На этот раз самозванцев оказалось еще больше.
Да! Или нет?
Великолепная шестерка
В исследовании приняли участие 17 образцов ананасовой продукции отечественных и зарубежных изготовителей. Из них 9 заявлено как соки, 6 – как нектары и 2 – как напитки. Чтобы установить, правда ли это, их проверили по трем десяткам физико-химических показателей.
Результаты идентификации показали, что за три года общий уровень качества снизился. Из 17 образцов свое наименование подтвердили лишь 6. Это соки “Biotta” и “Mr. Juice”, а также нектары “100% Gold premium”, “Добрый”, “Любимый сад”, “Фруктовый сад”. Остальные 11 образцов, по заключению экспертов, именуются соками, нектарами или сокосодержащими напитками без всяких на то оснований.
В числе возможных причин отклонений названы две. Это несоблюдение технологии получения концентрированного сока, в том числе недостаточный контроль исходного сырья, и нарушение требований к восстановлению концентрированных продуктов.
Готовьте лупу
К ряду образцов были замечания по маркировке. Так, оформление упаковок соков “Santal”, “Swell” и “Pago” не соответствует нормативным требованиям*). Дело в том, что в наименовании продукта или в непосредственной близости от него нет надписи “Восстановленный” или “Изготовленный из концентрированного сока”. Это можно расценить как введение потребителей в заблуждение.
Кстати, данная маркировка должна приводиться каждый раз при повторении наименования в различных частях упаковки. Однако некоторые производители игнорируют это требование, приводя дополнительную маркировку только один раз, обычно рядом с наименованием, которое напечатано мелким шрифтом.
Маловато будет…
Уже во второй раз не прошел испытания ананасовый сокосодержащий витаминизированный напиток “Да!”. Экспертиза выявила, что реальная концентрация аскорбиновой кислоты в нем ниже указанной на упаковке. В связи с этим образец вновь был “дисквалифицирован” как несоответствующий заявленному наименованию. Тот же недостаток обнаружен еще у трех образцов: нектаров “Мой”, “Моя семья” и напитка “Фрутинг”.
*) Это требование содержится в Федеральном законе “Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей” от 27.10.2008 г. № 178-ФЗ и ГОСТ Р 52186-2003.
Тест стал очередным этапом постоянного мониторинга качества продуктов, в котором участвуют Российский институт потребительских испытаний, производители соковой продукции и экспертные организации.
МОНИТОРИНГ РЫНКА В рамках “Соглашения от 12 марта 2002 года” журнал “СПРОС” регулярно проводит маркетинговые исследования соковой продукции. Систематическое изучение ассортимента супермаркетов, продуктовых магазинов, рынков и торговых палаток дает информацию о широте и насыщенности данного сегмента, позволяет судить о тенденциях его развития и отслеживать уровень цен. Очередное маркетинговое исследование, проведенное в торговых точках Москвы и Московской области, показало, что около 80% ассортимента – продукция российских производителей. На долю стран дальнего зарубежья (Польша, Австрия, Швейцария, Израиль, Германия, Бельгия, Франция) приходится 10–12%. Из ближнего зарубежья (Армения, Азербайджан, Литва) привозят 5–8% всех соков, нектаров и сокосодержащих напитков. Самый богатый выбор предлагают покупателям компании ОАО “ВБД Напитки”, ОАО “Лебедянский”, ЗАО “Мултон”, ООО “Нидан-Гросс”. Их продукция продается во всех исследованных торговых точках. За последний год заметно вырос ассортимент продуктов в группе “Морсы” (“Я”, “Моя семья”, “Tropicana premium”, “Добрый”, “Любимый сад”). Расширился выбор и в группе “Соки прямого отжима” (“Кедровый бор”, “Красота спасет мир”, “Живые соки”). Наиболее широкий ассортимент соков, нектаров, напитков и морсов представлен в крупных супермаркетах. В небольших продуктовых магазинах и палатках выбор довольно скромный. Там преобладают торговые марки “Любимый сад”, “Добрый”, “Фруктовый сад”, “J7”, “Тонус”, “Моя семья”, реже “Santal”, “Rich” и “Caprice”. Соковую продукцию зарубежных компаний можно приобрести только в крупных сетевых магазинах. Из стран СНГ в достаточном количестве представлена лишь продукция из Армении и Азербайджана, в основном в группе “Гранатовый сок”. В процессе исследования было установлено, что розничные цены на импортные соки и нектары в 3–5 раз выше отечественных. Разница в стоимости напитков российских производителей составляет от 5 до 15 рублей. По сравнению с 2006 годом цены на отечественную продукцию выросли на 20–30%, на импортную – в среднем на 30%. |
Выводы теста:
- Подтвердили свое наименование соки “Biotta” и “Mr. Juice” и нектары “100% Gold premium”, “Добрый”, “Любимый сад”, “Фруктовый сад”.
- 11 образцов из 17 не соответствуют наименованию, заявленному на упаковке.
- Из-за отклонений в физико-химическом составе образцы “Albi”, “Caprice”, “Pago”, “Santal”, “Swell”, “Tropicana”, “Золотая Русь” не могут именоваться соками.
- В продуктах с заявленными наименованиями “Нектар” (“Мой”, “Моя семья”) и “Сокосодержащий напиток” (“Да!” и “Фрутинг”) обнаружены отклонения от информации, заявленной на упаковке, по показателю аскорбиновой кислоты.
- Упаковки соков “Santal”, “Swell” и “Pago” оформлены с нарушением требований Федерального закона “Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей” от 27.10.2008 г. № 178-ФЗ и ГОСТ Р 52186-2003.
Результаты испытаний ананасовых соков, нектаров и напитков
- Соответствуют заявленному наименованию «Сок»
- Соответствуют заявленному наименованию «Нектар»
- Не соответствуют заявленному наименованию «Сок»
- Не соответствуют информации, заявленной на упаковке
Соответствуют заявленному наименованию «Сок»
Biotta. 100% Свежевыжатый ананасовый сок Производитель: Biotta AG, Швейцария |
|
Mr. Juice. Анасовый сок восстановленный Производитель: ЗАО “Бородино”, завод “Спасо-Бородинские воды”, Россия, Московская обл., г. Можайск |
Соответствуют заявленному наименованию «Нектар»
100% Gold premium. Ананасовый нектар с витаминами Производитель: ОАО “ВБД Напитки”, Россия, Московская обл., г. Раменское Объем: 1 л Средняя цена: 45 руб. |
|
Добрый. Ананасовый нектар неосветленный Производитель: ЗАО “Мултон”, Россия, Московская обл., г. Щелково |
|
Любимый сад. Ананасовый нектар неосветленный Производитель: ОАО “ВБД Напитки”, Россия, Московская обл., г. Раменское |
|
Фруктовый сад. Нектар ананасовый неосветленный для детского питания Производитель: ОАО “Лебедянский”, Россия, Липецкая обл., г. Лебедянь Объем: 1 лСредняя цена: 35 руб. |
Не соответствуют заявленному наименованию «Сок» в связи с отклонениями в физико-химическом составе (по 1-5 показателям)
Albi. Сок ананасовый Производитель: Альби Гмбх & Ко., Германия |
|
Caprice. Ананасовый сок восстановленный Производитель: ООО “Нидан-Гросс”, Россия, г. Котельники |
|
Pago. 100% ананасовый сок Производитель: Альби Гмбх & Ко., Германия |
|
Santal. 100% ананасовый сок Производитель: ОАО “Белгородский Молочный Комбинат”, Россия, г. Белгород |
|
Swell. Сок ананасовый восстановленный с мякотью Производитель: ООО “Производственная компания “Мастер-Алко”, Россия, Московская обл., п. Малаховка |
|
Tropicana. Ананасовый сок неосветленный восстановленный Производитель: ООО “Нидан-Гросс”, Россия, г. Котельники |
|
Золотая Русь. 100% ананасовый сок для детского питания восстановленный Производитель: ОАО “Сады Придонья”, Россия, Волгоградская обл., пос. Сады Придонья |
Не соответствуют информации, заявленной на упаковке
Мой. Нектар ананасовый неосветленный
Производитель: ОАО “АПК “Придонье”, Россия, Волгоградская обл., пос. Сады Придонья |
|
Да! Ананасовый сокосодержащий витаминизированный напиток неосветленный Производитель: ООО “Нидан-Гросс”, Россия, г. Котельники |
|
Моя семья. Ананасовый нектар с витамином С неосветленный
Производитель: ООО “Нидан-Гросс”, Россия, г. Котельники |
|
Фрутинг. Напиток из натурального ананасового сока с кусочками ананаса
Производитель: Шеньянг Тианли Бевередж Ко. Лтд, КНР |
Комментарии
Благодарю за информацию. Как говорят, лучше горькая, но правда.
Отчёт ёмкий, лаконичный, его приятно просматривать.
Хотелось бы более подробных
Хотелось бы более подробных данных по сокам Swell, PAGO, Caprice. Что именно в них не так и насколько существенны отклонения
Более подробно о соках
Уважаемый гость!
Данный тест ананасовых соков, нектаров и напитков проводился летом 2009 года. На нашем сайте статья о данном тесте опубликована полностью. Все материалы (протоколы испытаний в лаборатории...) уже давно находятся в архиве. Поэтому, если для Вас более подробная информация очень важна, то сделайте официальный запрос в журнал "СПРОС" или РИПИ. Возможно, найдется возможность Вам помочь.
С уважением, РИПИ
Исследование соков прямого отжима
Вы можете ознакомиться с результатами исследования соков прямого отжима, проведенного РИПИ совместно с Московским государственным университетом пищевых производств.
Проверено 12 соков прямого отжима: «Фруто-Няня», «Живые соки», «Сады Придонья», «Tropicana», «Я», «Noyan», «Grante», «Le Grand», «Cuisine Rozale», «Bioitalia», «FRUIT LIFE Healthy», «Biotta Karotte».
Четверть всей исследованной продукции не является соками прямого отжима!