Вы здесь
Соки из ягод
Данное исследование соков из ягод проводилось в рамках "Соглашения 12 марта 2002 года", направленное на повышение качества соковой продукции. Поэтому ниже мы приводим полный текст статьи, опубликованной в журнале СПРОС 2008/11.
Фальсификаты явные и тайные
|
Покупая соки в стеклянных бутылках, многие полагают, что имеют дело с высококачественной продукцией. Но, как показал наш тест, упаковка – не показатель качества.
Если на этикетке написано “сок”, а на контрэтикетке – “безалкогольный напиток”, можете не сомневаться: перед вами фальсификат.
|
В рамках Соглашения 2002 года “СПРОС” регулярно проводит мониторинг сокового рынка. Его цель – выявление фальсификатов и некачественной продукции. Если у специалистов испытательной службы возникают сомнения по поводу подлинности того или иного продукта, он сразу же отправляется на исследование. Этой осенью после очередного рейда по магазинам в лабораторию попали пять образцов: брусничный сок прямого отжима “Живые соки”, сок вишневый осветленный “Широкий Карамыш” и три продукта, сделанных на основе шиповника, – сок шиповника и малины “Arshani”, сок шиповника “101 vitamin” и некий напиток марки “ЗИМ”, который именовался “Шиповник натуральный”.
Ягодка к ягоде
Столь пристальное внимание к ягодным сокам неслучайно. Дело в том, что в ягодах много аскорбиновой кислоты. Такой сок в чистом виде пить не только невкусно, но и небезопасно, поэтому при производстве в него обязательно кладут сахар. Эта на первый взгляд нехитрая процедура дает простор для махинаций: добавляя сахар, изготовители частенько разводят сок водой.
Что касается сока из шиповника, его вообще производят крайне редко и только диффузионным способом, поскольку отжать сок из сухой ягоды практически невозможно. А метод диффузии, когда измельченные плоды заливают водой, позволяет “вытянуть” из них вещества, создающие вкус и аромат. Правда, при этом теряется часть компонентов, которые можно получить путем механического отжима, и об этом покупателя следует предупредить.
|
Такое предупреждение есть только на одной из трех этикеток: производители сока шиповника и малины “Arshani” указали, что их сок изготовлен методом диффузии, так что “продвинутый” потребитель может сделать осознанный выбор. На двух других бутылках с соком шиповника – “101 vitamin” и “ЗИМ” – такой информации нет, а значит, покупатель вправе предположить, что перед ним сок прямого отжима, что, в принципе, маловероятно.
Трое из шиповника
Перед отправкой образцов в лабораторию мы внимательно изучили этикетки и обнаружили в их оформлении немало нарушений.
Так, сок шиповника и малины “Arshani” буквально “увешан” медалями. Правда, мелкий шрифт не позволяет разобрать, что это за награды и на каких конкурсах и выставках они получены. Даже взяв в руки лупу, мы смогли прочесть лишь отдельные слова, из которых явствует, что перед нами “экологически безопасная продукция” и “здоровый продукт”. Видимо, производитель стремился произвести на покупателя выгодное впечатление. Но при этом забыл, что статус экологически чистой продукции нужно подтверждать*, и требования к таким товарам очень серьезные (*С 1 июля 2008 года вступили в действие санитарно-гигиенические требования к органической продукции).
|
Сок шиповника “101 vitamin” оформлен не менее броско. На черной этикетке тоже полно “медалей”, которые, как и в предыдущем случае, без лупы не изучить. Однако в них заключены обычные сведения о продукте: значок сертификации, данные о технических условиях, по которым изготовлен сок, название марки и т.д. Расчет, видимо, на то, что потребитель оценит наличие “медального ряда”, не вдаваясь в детали. Еще один казус заключается в том, что на этикетке продукция именуется соком, а на контрэтикетке – безалкогольным напитком. Интересно, на какое из двух наименований этому продукту выдавался сертификат?
Третий образец вообще оказался непонятным “фруктом”. Производитель не удосужился назвать его ни соком, ни напитком. *“Шиповник натуральный”** – вот и все, что значится на этикетке. Хотя, как следует из состава продукта, плодов сушеного шиповника там всего 3%. Остальное – сахар, лимонная кислота и вода.
Сплошное разочарование
Результаты лабораторных исследований продукции из шиповника подтвердили наши подозрения. Все три образца – отнюдь не соки. И самое главное: в них полностью отсутствует аскорбиновая кислота – самая ценная составляющая шиповника. Скорее всего, это обыкновенный отвар высушенных плодов с добавлением сахара и вкусовых ингредиентов. А отсутствие аскорбиновой кислоты объясняется интенсивной варкой, в процессе которой витамин С попросту разрушился. Так что многообещающие показатели аскорбиновой кислоты на этикетках (20 мг, 25 мг, 35 мг) – просто обман потребителей. К тому же в образце сок шиповника “101 vitamin”, скорее всего, содержится подсластитель.
Фальсификатом является и сок вишневый осветленный “Широкий Карамыш”. Физико-химические показатели этого образца и его органолептические свойства заставили экспертов усомниться не только в том, что перед ними натуральный сок, но и в том, что в основе продукта – ягоды вишни.
|
Есть кто "живой"?
Единственный образец, который подтвердил свое доброе имя, – это сок брусничный с фруктозой, поступающий в продажу под маркой “Живые соки”. Это действительно сок прямого отжима, и его качество не вызвало у экспертов никаких сомнений. Единственное замечание касалось оформления этикетки: информация о содержании углеводов не соответствует реальному количеству сахаров в продукте.
Такое впечатление, что цифры, заявленные на этикетке, производители взяли “с потолка”, а не сопоставили с реальным количеством глюкозы и фруктозы. А ведь количество углеводов – важный показатель, который вынуждены учитывать многие потребители, например те, кто соблюдает безуглеводную диету.
Результаты испытаний ягодных соков
|
Сок брусничный с фруктозой “Живые соки”Прямой отжим из свежих ягодПроизводитель: ООО “Живые соки”, Россия, Ленинградская обл., пос. Оредеж Объем: 0,5 л Средняя цена: 180 руб Состав: брусничный сок прямого отжима из свежих ягод, неосветленный, натуральная фруктоза. Результаты испытаний: Соответствует заявленному наименованию. |
|
Сок шиповника “101 vitamin”Производитель: ООО “Простор-С”, Россия, Московская обл., г. Сергиев ПосадОбъем: 1 л Средняя цена: 65 руб. Состав: шиповник дикорастущий, сахар, очищенная вода. Результаты испытаний: Не соответствует заявленному наименованию. |
|
Сок шиповника и малины “Arshani”Производитель: ООО “Аршани”, Россия, г. МоскваОбъем: 1 л Средняя цена: 60 руб Состав: дикий шиповник, концентрированный малиновый сок, сахар, вода питьевая. Результаты испытаний: Не соответствует заявленному наименованию. |
|
Сок вишневый осветленный “Широкий Карамыш”Производитель: ООО “Ширококарамышский консервный завод – 2001”, Россия, Саратовская обл., с. Широкий КарамышОбъем: 1 л Средняя цена: 54 руб. Состав: концентрированный вишневый сок, сахарный сироп. Результаты испытаний: Не соответствует заявленному наименованию. |
|
Шиповник натуральный “ЗИМ”Производитель: ООО “Мешел”, Россия, Владимирская обл., пос. АндреевоОбъем: 0,31 л Средняя цена: 27 руб. Состав: сушеный шиповник (не менее 3%), сахар, лимонная кислота, вода. Результаты испытаний: Не соответствует заявленному наименованию. |
Комментарии
а соки "Дикая ягода"
а соки "Дикая ягода" какие???
"Дикая ягода"
Тест был посвящен сокам из ягод. А "Дикая ягода" (судя по сайту производителя) заявлен как нектар.
РИПИ проводил исследование нектаров из "красных" ягод (см. полную версию статьи о тесте), но образец, который Вас интересует, в нем не участвовал.
Интересный факт о вишневом соке
Вишневое снотворное
Ученые из Школы биологических наук при Университете Нортумбрии открыли новое свойство вишневого сока. Оказывается, он повышает концентрацию мелатонина - гормона, регулирующего сон. Группе из 20 добровольцев предлагалось каждодневно в течение недели выпивать по 30 мл вишневого или же иного напитка. Помимо всего этого, они носили специализированные сенсорные часы, отслеживающие время сна и бодрствования. В последствии опыта научные работники сопоставили тесты подопытных и нашли, что число мелатонина возросло у тех кто употреблял вишневый сок.
источник информации: газета "METRO".
Исследование соков прямого отжима
Вы можете ознакомиться с результатами исследования соков прямого отжима, проведенного РИПИ совместно с Московским государственным университетом пищевых производств.
Проверено 12 соков прямого отжима: «Фруто-Няня», «Живые соки», «Сады Придонья», «Tropicana», «Я», «Noyan», «Grante», «Le Grand», «Cuisine Rozale», «Bioitalia», «FRUIT LIFE Healthy», «Biotta Karotte».
Четверть всей исследованной продукции не является соками прямого отжима!