Вы здесь
Опыт прокурорского "разбора"
5 апреля 2021 года
Лейзенберг Александр Михайлович, |
Глубокий анализ нарушений в ключевых точках взаимодействия между головными государственными структурами в красноярском деле провел прокурор города Красноярска, Лейзенберг Александр Михайлович. Он выступил 1 апреля в прямом эфире вебинара "Отравление в школе. Что делать сейчас и что делать навсегда?", организованного ОНФ.
Поводом вебинара послужил факт массового отравления школьников сырыми салатами в феврале этого года в Красноярске, о котором мы писали ранее. Cистемный анализ прокурора г. Красноярск позволил выявить ключевые проблемы в области контроля качества и безопасности школьного питания. Эксперты РИПИ, имеющие более чем 20-летний опыт исследования проблем на потребительском рынке РФ, считают, что озвученные здесь проблемы носят не локальный характер, а присущи многим регионам страны.
Напомним суть случившегося. В конце февраля в Красноярске отравились 114 детей из 27 школ города. У всех заболевших врачи диагностировали иерсиниоз – острую кишечную инфекцию, распространяемую грызунами. Как выяснилось, источником патогенных бактерий иерсиний стали зараженные грызунами сырые овощи, из которых детям готовили салаты. Факт наличия грызунов в овощных хранилищах – несоблюдение основополагающих санитарно-гигиенических норм.
На фоне различных проблем со школьным питанием, постоянно обсуждаемых в прессе, этот случай на порядок более серьёзный. Он показал, что питание в детских образовательных учреждениях может быть не только некачественным, но и очень опасным для здоровья. А сегодняшние механизмы контроля легко "преодолеваются" недобросовестными участниками организации питания. В результате страдают дети. Почему такое возможно?
Прокурор привел общие статистические данные об организации питания в детских образовательных учреждениях Красноярского края. Так, в ходе плановых прокурорских проверок исполнения поручения Президента по бесплатному горячему питанию детей выявлены нарушения следующего характера:
- закупка продуктов без деклараций, маркировок и ветеринарных сопроводительных документов
- просроченные продукты
- наличие растительных жиров там, где не должно быть
- различные несоответствия в меню и так далее
Грубые нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства обнаружены в 214 из 1024 (21%) детских образовательных учреждений в регионе.
По выявленным нарушениям приняты исчерпывающие меры реагирования: внесено 253 прокурорских представления, 158 виновных получили соответствующие административные штрафы разного размера. По массовому отравлению детей возбуждено 3 уголовных дела.
Системные недостатки "локального уровня"
Из выступления Лейзенберга А. М. стали очевидны некоторые подробности случившегося. А именно, проявились следующие системные недостатки "локального уровня".
Отсутствие четко отлаженного алгоритма взаимодействия по выявлению и предотвращению причин пищевых отравлений между лечебными учреждениями и правоохранительными органами.
Лечебные учреждения, в которые начали поступать дети с симптомами пищевого отравления, своевременно не проинформировали правоохранительные органы. Те, соответственно, не смогли оперативно начать поиск причин, чтобы предотвратить другие подобные случаи. Прокуратура края вынесла представление Министру здравоохранения Красноярского края.
Между тем, это важно. Эксперты РИПИ непосредственно сталкивались с многочисленными жалобами родителей на плохое самочувствие детей после приема пищи в школе или детском саду. Причины нарушений здоровья у детей могут быть разные, но их обязательно нужно выяснять. Большинство родителей при подобных обстоятельствах растеряны и не знают, как правильно поступать. Если ребёнок заболевает после употребления заражённой патогенами еды в детском образовательном учреждении, родители вправе рассчитывать на компенсацию за некачественную услугу общественного питания. Но этого добиться очень трудно. Многие из родителей не готовы проходить сложный и зачастую безрезультативный путь взаимодействия с госорганами.
Отсутствие единого краевого стандарта по оценке качества и безопасности продуктов в детских образовательных учреждениях.
Министру образования Красноярского края направлено представление по выявленным грубым нарушениям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Отсутствие четкого взаимодействия внутри структурных подразделений Роспотребнадзора по Красноярскому краю, то есть внутри структуры, непосредственно отвечающей за контроль безопасности питания.
В ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" сведения от лечебных учреждений о заболевших, предположительно иерсиниозом, детях начали поступать еще 18 февраля. До Роспотребнадзора по Красноярскому краю эту информацию Центр гигиены донес только спустя неделю. По действующему законодательству, Роспотребнадзор при получении подобной информации должен сразу организовать расследование: выявить источник инфекции, пути распространения заболевания и предпринять срочные ограничительные мероприятия. Но целая неделя была упущена. Количество заболевших детей в этот период продолжало расти. В результате пищевое распространение инфекции органам контроля не удалось остановить на начальном этапе, хотя были все возможности это сделать. Пришлось включаться в расследование прокуратуре Красноярска.
Слишком "мягкие" меры местного Роспотребнадзора по устранению выявляемых нарушений на предприятиях общественного питания.
За два месяца до массового отравления детей местный Роспотребнадзор в плановом порядке проверял те самые предприятия общественного питания, руководители которых стали впоследствии основными фигурантами уголовных дел по отравлениям детей. Роспотребнадзор уже тогда выявил грубейшие нарушения безопасности по многим пунктам, но не приостановил деятельность этих предприятий, только вынес предписания к устранению нарушений в течение восьми месяцев. А когда заболели дети, и предприятия опять проверили, выяснилось, что ни одно из нарушений не было исправлено. Сроки ведь не поджимали, кроме того, работы по исправлению нарушений никто не собирался контролировать. В адрес Роспотребнадзора тоже внесено прокурорское представление.
Почему при выявленных грубых нарушениях безопасности не выстроена процедура остановки деятельности недобросовестных участников организации питания до полной ликвидации соответствующих нарушений? При этом должна быть возможность замены участников процесса на любом сроке действия контракта при его недобросовестном исполнении.
Несовершенство системы контроля расходования бюджетных средств по финансированию субсидирования горячего питания в детских образовательных учреждениях.
Внесено представление губернатору Красноярского края. Кроме вышеизложенных обстоятельств по вспышке иерсиниоза, ему поставлена задача совершенствования системы показателей оценки результативности исполнения государственной программы развития образования по Красноярскому краю, через которую происходит субсидирование организации горячего питания на территории края.
В контроле безопасности питания нужны механизмы, исключающие влияние человеческого фактора.
Предложения, вынесенные прокуратурой Красноярского края
Прокуратура Красноярского края внесла следующие предложения правительству Красноярского края:
Необходимо ввести показатель результативности использования государственного финансирования, который бы назывался "качество и безопасность питания"
|
- Разработать региональный стандарт безопасности питания в детских образовательных учреждениях. Подобные стандарты приняты в некоторых субъектах.
- Ввести в государственную программу развития образования в Красноярском крае, через которую происходит получение субсидий на горячее питание, такой показатель результативности использования государственного финансирования, который бы назывался "качество и безопасность питания". Через этот показатель давалась бы оценка органам местного самоуправления, территориям и принимались бы соответствующие управленческие решения.
- Необходимо разработать региональный правовой акт, который регламентирует межведомственное взаимодействие руководителей детских образовательных учреждений; их учредителей — органов местного самоуправления; органов государственной власти: Министерства здравоохранения и Министерства образования и органов контроля — Роспотребнадзора и Россельхознадзора.
- Совершенствовать систему общественного контроля. Эффективное взаимодействие с родительскими комитетами может стать важной составляющей в контроле питания. Прокуратура в процессе работы оперативно получала большую часть информации из родительских чатов, что значительно помогало расследованию.
- Разработать муниципальный регламент, определяющий порядок взаимодействия между операторами питания, детскими образовательными учреждениями, органами местного самоуправления и органами контроля.
Предложения от прокуратуры Красноярска органам власти федерального уровня:
- Установить отдельные требования по закупке продуктов для детских образовательных учреждений, медицинских и социальных учреждений.
- Сформировать федеральный реестр добросовестных производителей пищевой продукции. Часто в регионах не хватает своих производителей и приходится привлекать их со стороны. Такая база позволила бы выбирать надежных проверенных производителей из дальних субъектов.
- В рамках реализации проекта "Демография" рассмотреть проблему переоснащения пищеблоков детских образовательных учреждений. Это крайне актуальная задача для многих школ.
В заключение
Опыт прокурорского "разбора" вспышки иерсиниоза в Красноярске может помочь руководителям детских образовательных учреждений в других регионах страны для разработки локальных нормативных актов, позволяющих запускать оперативные механизмы проверки качества и безопасности питания детей.
Материал подготовила Татьяна Еременко
Комментарии
Меры при выявлении иерсиниоза
Мы попросили экперта РИПИ Татьяну Еременко ответить на вопросы, связанные с выявлением иерсиниоза.
Какой нормативный документ регламентирует требования по иерсиниозу?
СП 3.1.7.2615-10 "Профилактика иерсиниоза" действуют до 1 сентября 2021 года.
Им на смену придет
СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней"
Кто контролирует соблюдение санитарных правил?
Что необходимо делать если установлен диагноз иерсиниоз?
Чем опасно промедление в реагировании?
Что должен контролировать Роспотребнадзор?
А сами поставщики овощей должны соблюдать санитарные правила?
Вернемся к ситуации в Красноярске. Проверка была проведена, но не было запрета
Какова роль пищеблоков детских учреждений, они могут свести на нет зараженность иерсиниями?
А должны ли проводиться лабораторные испытания на иерсиниоз на пищеблоке?